инновационная площадка
Версия для слабовидящих
Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя"

Федеральная инновационная площадка

"Интеграция ресурсов специального и общего образования как потенциал развития образовательной инклюзии", 2023-2025


АННОТАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

«ИНТЕГРАЦИЯ РЕСУРСОВ СПЕЦИАЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ»

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23 декабря 2022 года №1167 «О федеральных инновационных площадках» Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя» признана федеральной инновационной площадкой в числе 47 образовательных организаций Российской Федерации из 26 регионов.

Актуальность выбранной проблематики «Интеграция ресурсов специального и общего образования как потенциал развития образовательной инклюзии» обусловлена важнейшими направлениями государственной образовательной политики среди которых: формирование единого образовательного пространства для получения доступного качественного образования и успешной социализации детей и молодежи, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, независимо от места проживания ребенка, с учетом его потребностей и интересов, независимо от социальных и экономических факторов; обеспечение условий профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров в единой системе научно-методического сопровождения и тесным образом связана с федеральными проектами «Современная школа», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», «Школа Минпросвещения России».

Многолетний опыт отечественного образования доказывает, что в Российской Федерации эффективно развивалась и развивается система образования детей с ОВЗ в условиях дифференцированного обучения, в том числе и подготовка широкого спектра педагогических кадров.

Вместе с тем, государственный курс на развитие системы инклюзивного образования, внедрение ФГОС для детей с ОВЗ требует интеграции эффективных практик образования детей с ОВЗ в условиях специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (опыт создания комплекса специальных условий, включающих инфраструктурные, материально-технические, научно-методические, кадровые) в практику деятельности общеобразовательных организаций.

В этой связи опыт нашей школы, имеющей 100-летнюю историю образования детей с нарушениями слуха, высококвалифицированный штат педагогов, современную материально-техническую базу, результативность участия в федеральных, региональных проектах и инновационной деятельности, признанную репутацию при условии определения эффективных механизмов интеграции имеющейся практики образования детей с ОВЗ в условиях специальных (коррекционных) общеобразовательных школ в практику деятельности общеобразовательных организаций, позволяет обеспечить разработку и внедрение соответствующей модели такой интеграции, развитие и совершенствование инклюзивного образования, включение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, в образовательный процесс.

Целью проекта, рассчитанного на реализацию в период с 2023 года по 2025 год, является проектирование модели интеграции ресурсов специального и общего образования как потенциала развития образовательной инклюзии.

Реализация проекта позволит на практике определить модель и механизмы интеграции с учетом достижений науки и практики в области образования детей с ОВЗ, снизить риски неэффективной слухоречевой реабилитации детей с нарушениями слуха, обучающихся в условиях инклюзивных общеобразовательных организаций, позволит обеспечить эффективность инклюзивных образовательных процессов в едином образовательном пространстве региона.

Проект позволит также обеспечить сетевое взаимодействие школы с партнерами, среди которых: ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования», общеобразовательные организации Ставропольского края, участвующие в реализации проекта Министерства просвещения Российской Федерации «Школа Минпросвещения России».

Автоматизация звука [М] в прямой и обратной позиции

В соответствии с планом мероприятий (дорожная карта) деятельности Федеральной инновационной площадки «Интеграция ресурсов специального и общего образования как потенциал развития образовательной инклюзии» в декабре 2023 года в студии дистанционной школы «Говорит дефектолог» прошло представление опыта и пути его применения в процессе образования детей с ОВЗ: "Автоматизация звука [М] в прямой и обратной позиции".

Развитие мышления у дошкольников с нарушением слуха

В соответствии с планом мероприятий (дорожная карта) деятельности Федеральной инновационной площадки «Интеграция ресурсов специального и общего образования как потенциал развития образовательной инклюзии» в ноябре 2023 года в студии дистанционной школы «Говорит дефектолог» прошел методический онлайн-семинар: "Развитие мышления у дошкольников с нарушением слуха".

Как можно работать с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

В соответствии с планом мероприятий (дорожная карта) деятельности Федеральной инновационной площадки «Интеграция ресурсов специального и общего образования как потенциал развития образовательной инклюзии» в октябре 2023 года в студии дистанционной школы «Говорит дефектолог» прошло представление опыта и пути его применения в процессе образования детей с ОВЗ, их знакомство с окружающими миром обучающихся начальных классов.

Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся с ОВЗ

В соответствии с планом мероприятий (дорожная карта) деятельности Федеральной инновационной площадки «Интеграция ресурсов специального и общего образования как потенциал развития образовательной инклюзии» 25 августа 2023 года в студии дистанционной школы «Говорит дефектолог» проходит творческая лаборатория на тему: "Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся с ОВЗ".

Онлайн-семинар «Психолого-педагогические условия развития речи обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста»

В соответствии с планом мероприятий (дорожная карта) деятельности Федеральной инновационной площадки «Интеграция ресурсов специального и общего образования как потенциал развития образовательной инклюзии», 30 мая 2023 года в студии дистанционной школы «Говорит дефектолог» прошел методический онлайн-семинар «Психолого-педагогические условия развития речи обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста».

Данное мероприятие приобретает особое значение для системы образования края, так как в 2023 году были внесены изменения в концепцию проекта Министерства просвещения Российской Федерации «Школа Минпросвещения России», и одним из критериев магистрального направления Проекта «Знание» стал критерий «Инклюзивное образовательное пространство», оцениваемый по десяти показателям.

семинар

В фокусе внимания ведущих семинара - модератора Елены Владимировны Евмененко, первого проректора ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» и спикеров: Анны Викторовны Попушой, заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы-интерната № 36, Марии Евгеньевны Коляса, заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы-интерната № 36, Елизаветы Сергеевны Литвиновой, руководителя методического объединения педагогов-психологов школы-интерната № 36 обозначены актуальные для практики образовательной инклюзии вопросы. Среди них: что должен знать педагог общеобразовательной школы (независимо от преподаваемого предмета), если у него в классе учится ребенок с нарушениями слуха; с какими трудностями может столкнуться учитель на начальном этапе обучения детей с ОВЗ младшего школьного возраста и на что обратить внимание; в чем особенность рабочих программ педагогов, реализующих АООП; на что нужно обратить внимание учителю при организации образовательного процесса на уроке; на что нужно обратить внимание школьному педагогу-психологу при создании психологически комфортной среды в условиях инклюзивного образования; какова роль педагога в ее создании. Ну и, конечно, самое главное – каковы механизмы сотрудничества и взаимодействия школьной команды, строящей инклюзивное образовательное пространство, и команды специалистов специальной (коррекционной) школы, имеющей более чем 100-летнию историю обучения детей с нарушениями слуха!