Доступная среда
Версия для слабовидящих
Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя"

Доступная среда

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

В настоящее время в школе–интернате №36 города Ставрополя реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для обучения детей-инвалидов и детей, имеющих нарушения в развитии. В школе – интернате № 36 создаются все условия для комфортного пребывания и обучения детей с ОВЗ. По программе «Доступная среда» в школу – интернат № 36 города Ставрополя выделены средства в размере 3 689 587, 50 рублей для приобретения следующего оборудования:

- информационная индукционная система «Исток» серии А2 служит для беспроводной передачи аудиосигнала непосредственно в слуховой аппарат или кохлеарный имплантат, что позволяет воспитанникам школы лучше слышать в условиях окружающего шума, реверберации, а также передачи голоса или иного аудиосигнала с микрофона. Можно пользоваться в помещениях, кабинетах и т.д., где находятся неслышащие воспитанники;

- система информационная для слабослышащих стационарная (портативная) «Исток» серии СЗ, предназначена для передачи аудиоинформации воспитанникам с нарушенной функцией слуха при повышенном уровне окружающего шума или при наличии преграды между собеседниками, установлена в библиотеке школы и актовом зале. Прослушивание аудиоинформации учащимися производится через слуховой аппарат в режиме индукционной катушки «Т»;

- 7 аудиоклассов АК(М) Сонет-01-1 (АК-3, АК-5, АК-5, АК-5, АК-6, АК-6, АК-6) установлены в учебных кабинетах школы.

Эта проводная звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования используется в коррекционной работе с детьми, обладающими различной конфигурацией аудиометрической кривой и уровнем снижения слуха, поскольку имеет регулировки для персональной настройки по тембру и громкости звука для каждого уха. Аудиокласс обеспечивает комфортные акустические условия для идеального восприятия аудиоинформации и улучшения разборчивости учебного материала произносимый педагогом. Помогает воспитанникам развивать остаточный слух, произносительные навыки, слушание собственной речи и речи одноклассников. Аудиокласс Сонет–01-1 позволяет педагогам с легкостью управлять учебным процессом, общаясь с учеником индивидуально или в общем диалоге со всем классом. Вспомогательная функция отображения уровня выходного сигнала предоставляет возможность ученику установить необходимый уровень восприятия речи;

«Доступная среда 001»

- Коррекционно-развивающий программный комплекс. Ноутбук. Ноутбук установлен в кабинете № 42, где проводятся индивидуальные, фронтальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с детьми, имеющими СНГ, СНТ и сложную структуру дефекта. С помощью ноутбука появилась возможность сохранять уроки, дополнять их записями, улучшать способ подачи материала. Благодаря разнообразию материалов, учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи;

- коррекционно-развивающий программный комплекс. FM-приёмник. Улучшает восприятие низкочастотных, среднечастотных и высокочастотных звуков, что позволяет учащимся слышать речь педагога, приближённую к нормальной (естественной);

- коррекционно-развивающий программный комплекс. Акустическая система. Акустическая система позволяет проводить индивидуальные, групповые, фронтальные занятия по коррекции слуха и речи учащихся. Динамики мягко усиливают голос преподавателя, равномерно распространяет его по помещению. При этом слабослышащие воспитанники не испытывают сложностей с восприятием информации, и речь педагога становится более понятной;

- коррекционно-развивающий программный комплекс. Интерактивная доска с проектором. Это визуальный ресурс, создающий живую и увлекательную атмосферу урока. Функциональные активные кнопки расположены справа и слева. Интерактивная доска имеет оптическую технологию, которая позволяет воспитанникам рисовать, управлять приложениями без ограничений любым предметом или пальцем, помимо специальных стилусов. На доске возможно одновременно работать двум учащимся;

интерактивная

- коррекционно-развивающий программный комплекс. Программное обеспечение. Программное обеспечение позволяет создавать, хранить и быстро обрабатывать методические наработки сурдопедагогов, педагогов–предметников школы в коррекционно-развивающем обучении неслышащих детей, что позволяет в полной мере использовать остаточный слух воспитанников;

- коррекционно-развивающий программный комплекс. Комплект реабилитационных материалов позволяет качественно улучшить коррекционные мероприятия, направленные на развитие физиологического, речевого дыхания, голоса (высота, сила, тембр), словесного, синтагматического ударения, эмоциональной структуры речи, а также опознавание и различение речевых единиц;

- автоматизированное рабочее место учителя. Ноутбук. Ноутбук установлен в кабинете № 40, где проводятся общеобразовательные уроки, индивидуальные, фронтальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с детьми, имеющими СНГ, СНТ и сложную структуру дефекта, где обучаются дети по ФГОС НОО ОВЗ;

- автоматизированное рабочее место учителя. Интерактивная доска с проектором, программное обеспечение. Интерактивная доска имеет оптическую технологию, которая позволяет воспитанникам рисовать, управлять приложениями без ограничений любым предметом или пальцем (помимо специальных стилусов). На доске возможно одновременно работать двум учащимся;

- тимпанометр Otowave фирмы Amplivox. Портативный ручной тимпанометр позволяет проводить диагностические исследования функции среднего уха ребёнка и измерения акустического рефлекса при поступлении в школу, при респираторных заболеваниях, для исключения воспалительных процессов среднего уха, а также для профилактики заболеваний лор органов;

- набор зондов массажных логопедических. Комплект необходим для развития произносительных навыков, учащихся школы. Набор используют педагоги, ведущие занятия по РРС и ФПСР (кабинеты № 42, 1 корпус, №42, 2 корпус, № 11, 1 корпус, №41, 1 корпус). С помощью зондов педагоги делают массаж мышц языка, губ, щек, скул, мягкого неба, предплечья. Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики учащихся школы;

- набор зондов логопедических. Постановочные зонды используются для постановки, автоматизации звуков воспитанникам, у которых нарушено звукопроизношение;

- гласперленовый шариковый стерилизатор. Применяется для термической обработки зондов массажных и логопедических (кабинеты №42, 1 корпус, №42, 2 корпус, № 11, 1 корпус).

- набор музыкальных инструментов. Предназначен для развития слухового восприятия на занятиях по РРС и ФПСР и общеобразовательных уроках, а также во внеурочное время (кабинеты №42, 1 корпус, №11, 1 корпус, №40, 1 корпус, №15, 1 корпус);

- шумовой набор. Пособие для развития слухового восприятия. Предназначен для развития слухового восприятия на занятиях по РРС и ФПСР, общеобразовательных уроках, а также во внеурочное время (кабинеты №42, 1 корпус, №11, 1 корпус, №40, 1 корпус, №15, 1 корпус).

- информационный терминал установлен в фойе школы. Используется воспитанниками, педагогами, посетителями школы-интерната №36 для современных и удобных средствах получения информации об учреждении, оказываемых услугах, персонале, расписании или графике работы тех или иных служб, других, важных для посетителя сведений.

Школа также приобрела пандусы:

- откидной пандус предназначен и используется для преодоления лестничных маршей в школе людьми, передвигающимися в инвалидных колясках. Когда в использовании пандуса нет необходимости, он просто закреплён к стене в вертикальном сложенном положении. Установлен в переходу между 1 и 2 корпусами;

- телескопический (переносной) пандус используется в целях обеспечения удобного передвижения инвалидов в коляске в зоне «Зимнего сада». Он дублирует наружную лестницу, выступает в качестве альтернативного приспособления для перемещения людей с ограниченными двигательными способностями;

- шагающий подъемник «Пума-УНИ-130». Лестничный подъёмник - техническое средство социальной реабилитации людей с ограничением жизнедеятельности. Подъёмник «ПУМА-УНИ-130» предназначен для преодоления лестниц человеком с ограничением жизнедеятельности, находящимся в кресле-коляске, при управлении подъёмником лицом, сопровождающим пользователя.

пандус

Игра для развития тактильного восприятия. Предназначена для улучшения и развития тактильного восприятия ног, помогают развивать способность описывать тактильные ощущения в устной форме, развитие координации движений. Используют психологи в коррекционной работе с детьми с нарушенным слухом.

Подвижная платформа для игры и терапии. С помощью платформы развивается координация, статическое равновесие, внимание, предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Расположена в спортивном зале для занятий физической культурой дошкольников.

Комплект тренажеров для пальцев. Тренажер для укрепления мышц и развития подвижности отдельных пальцев и всей кисти. Используется педагогами – психологами на занятиях с детьми, имеющими нарушения опорно – двигательного аппарата, а также с детьми с низким уровнем графомоторного развития. В комплект входят 4 тренажера различной степени нагрузки: Желтый - легкая, Зеленый - средняя, Красный - тяжелая, Синий - очень тяжелая.

Для реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011 – 2017 годы» в школе – интернате № 36 города Ставрополя имеется план работы.

В рамках реализации краевой программы «Право быть равным» на 2015-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 18 мая 2015 г. № 212-п., государственному казенному общеобразовательному учреждению «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 36 города Ставрополя», были предусмотрены средства в сумме 496,000 тыс. рублей в том числе: 396,000 тыс. рублей за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 100,000 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета.

Школой-интернатом № 36 в декабре было приобретено на сумму 396, 000 рублей за счёт средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации электроакустическое оборудование индивидуального пользования «Верботон» ВТ15, вибростол для проведения реабилитационных мероприятий воспитанников с нарушениями слуха с использованием фонетической ритмики и музыкальной стимуляции. С помощью этого оборудования педагоги работают над развитием слухового восприятия, произносительной стороны речи, результатом чего является улучшение внятности речи, развитие диалогической и монологической речи, эмоциональной стороны речи, развитие слушания собственной речи и речи окружающих. Используя в своей работе вибростол, сурдопедагоги школы обучают детей «слышать» звуки окружающего мира. Эта аппаратура имеет возможность трансмиссии низких тонов, включая инфразвук, с помощью специальных фильтров и усилителей возможен подбор оптимального слухового поля. На сумму 100, 000 руб. (средства краевого бюджета) приобретены: мольберты, гуашь, цветные карандаши, кисти, клей, масляные, акварельные и акриловые краски, пластилин, холст, цветная бумага для организации студии изобразительного искусства, что будет способствовать не только развитию художественно – прикладных качеств обучающихся, но и развитию мелкой моторики, зрительного восприятия, чувства цвета, композиционных навыков воспитанников с СНТ, КИ, СНГ.

«Доступная среда 001»

Также приобретены пособия для учителей и родителей автора И.В. Королёвой:

- «В моём классе учится ребёнок с кохлеарным имплантатом»;

- «Введение в аудиологию и слухопротезирование»;

- «Дети с нарушением слуха»;

- «Помощь детям с нарушением слуха»;

- «Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной имплантации и стволовой имплантации»;

- «Учусь слушать и говорить».

Эти пособия применяется для составления планов при работе с КИ детьми, для проведения аудиологического исследования (слуховой кабинет), используются педагогами школы и родителями для проведения коррекционных мероприятий с КИ детьми в школе и домашних условиях.

Приобретение указанного оборудования дало возможность создать в школе–интернате №36 ресурсный центр ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны и внедрены нормативно-правовые документы, созданные с учетом принципов формирования доступной среды, план мероприятий по работе ресурсного центра, график работы специалистов.