Версия для слабовидящих
Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя"

Психолого-социальная служба

ПроПсиТин
КАБИНЕТ ON-LINE КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ
  • Информация о работе Детского телефона доверия
  • Психолого-социальная служба школы-интерната №36 осуществляет сопровождение всех участников учебно-воспитательного процесса.

    В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с нарушением слуха особая роль принадлежит педагогу-психологу. Говоря о работе психолога, мы имеем в виду не просто психологическую помощь, поддержку детей, испытывающих трудности в обучении. Речь идет именно о психологическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса, где используется неограниченное разнообразие видов и форм: сопровождение родителей, ребенка, педагога в процессе учебно- воспитательной деятельности, детско-родительских отношений.

    ps-1

    Все это создает условия для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе и дает возможность личности самореализоваться.

    В рамках психологического сопровождения главной целью является развитие автономности ребенка с нарушением слуха. Автономность – это свобода действий человека в принятии решений относительно выполнения заданий и контроля, в значительной степени определяющая чувство его ответственности (ответственности за себя, свой выбор, свою жизнь).

    Для реализации поставленной цели психологической службой выполняется ряд задач: развитие познавательной сферы, эмоциональной сферы, творческих и коммуникативных способностей, коррекция поведения.

    ps-2

    Ключевыми направлениями работы педагога - психолога с детьми, имеющими нарушение слуха, являются диагностическая, коррекционно-развивающая, профилактическая, консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

    Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы.

    Педагог-психолог выполняет задачи по:

    • определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития;
    • своевременному выявлению детей, нуждающихся в специализированной помощи;
    • изучению развития эмоционально - волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
    • изучению социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка, изучению его адаптивных возможностей и уровня социализации.

    Надо отметить, что диагностика у нас проводится индивидуально. Специфика и особенности интеллектуально-творческой личности обучающегося с нарушением слуха, нехватка необходимого словарного запаса, слабо развитой общей эрудиции может вызвать определенные сложности при решении тестовых задач и ответах на тестовые вопросы, в связи с чем психологическая служба школы уделяет огромное внимание разъяснению смысла и значения предлагаемых задач, пониманию их целей.

    Большое значение при обследовании детей с нарушениями слуха имеет анализ продуктов деятельности, в этом случае изучению подлежат материальные или материализованные результаты разных видов деятельности — изобразительной, конструирования, учебной, трудовой. Анализ позволяет выделить то, что ребенок делает по указаниям взрослых, и то, что он выполняет самостоятельно. На разных этапах развития глухих детей важно подвергать анализу продукты различных видов деятельности: в дошкольном и младшем школьном возрасте — рисунки, аппликации, поделки из пластилина, конструкции; в среднем школьном — письменные работы, сочинения, которые раскрывают лексические и грамматические особенности речи; в юношеском — результаты трудовой деятельности.

    ps-3

    Развивающее и коррекционное направление - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении, а также организация работы прежде всего с обучающимися, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, в обучении. Вся деятельность направлена на обеспечение максимальной реализации потенциала ребенка.

    Программа коррекционной работы реализуются на протяжении всех возрастных этапов от дошкольников до выпускников.

    На каждом этапе есть своя цель.

    ps-4

    Дошкольники и младшие школьники: развитие познавательных возможностей детей с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей; формирование положительной учебной мотивации.

    Младший подростковый возраст: развитие и становление личностной сферы и эмоционально-волевых особенностей обучающихся.

    Старший подростковый возраст: профориетационная подготовка.

    ps-5

    Психологическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения обучающихся последовательным, осознанным и обоснованным. Направлена на самопознание, выявление истинных мотивов, выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей обучающихся. Результатом становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.

    На протяжении всех этапов обучения с детьми ведется работа по развитию коммуникативных умений. На занятии у психолога создается специальное моделирование особенностей естественной коммуникации, так как основная цель школы –это формирование и развитие вербальной речи, расширение активной речевой практики, социализация.

    Коммуникативные задания, предлагаемые детям, имеют ярко выраженную практическую направленность. Задачей психологов является поддержка желания общаться. У наших воспитанников ряд трудностей при общении (высокий уровень тревоги, застенчивость, агрессивность, боязнь сделать ошибку в речи, страх оценки другими его коммуникативных умений и т.д.), поэтому мы усиленно практикуем совместные занятия со студентами, где ребята учатся взаимодействовать не только между собой, но и с людьми, не имеющими нарушения слуха. Специально подобранные методы позволяют «на равных» взаимодействовать со слышащими детьми в ситуациях неформального общения, что позволяет снизить коммуникативный барьер.

    ps-6

    Работа над развитием эмоционально-волевой сферой занимает одно из важных мест в этом направлении. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии личности, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

    Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающей среды, что создает определенные трудности в усвоении социального опыта.

    Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, к упрощению межличностных отношений.

    У глухих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий. Вследствие чего у ребенка могут возникнуть нарушения поведения, повышенная агрессивность, тревожность, трудность в общении.

    ps-7

    Основными методами коррекционной работы мы считаем:

    ТВОРЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ -это целый комплекс мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала ребенка, выработка у него психологической уверенности в собственной полноценности и социальной значимости.

    ps-8

    АРТТЕРАПИЯ. Используются методы драмотерапии, маскотерапии, цветотерапии, работа с глиной, тестом и пластилином.

    ps-9

    МОЗАРТИКА.

    ps-10

    ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ позволяет проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне, отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения, изменить отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к другим людям, в целом к своей судьбе. Является естественным языком для детей.

    ps-11

    Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, обучающиеся, родители):

    • индивидуальное консультирование – создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению;
    • групповое консультирование – информирование всех участников образовательного процесса по вопросам развития обучающихся, их успешной социализации в обществе, преодоления учебных трудностей, проблем взаимоотношений между обучающимися, родителями, педагогами.

    Просветительско – образовательное направление – формирование потребности в психологических знаниях. Приобщение педагогического коллектива, обучающихся, родителей к психологической культуре, развитие эмоционального интеллекта.

    Просветительская работа включает проведение бесед, подготовку стендов, печатных материалов, направленных на разъяснение вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса, сопровождения и разъяснение индивидуально-типологических особенностей детей с нарушением слуха.

    Чтобы ребенок стал успешно социализировался в обществе, требуется также активная работа как родителей, так и педагогов по развитию своего эмоционального интеллекта, т.е. работать над своими чувствами, умением их принимать, говорить о них, умением видеть чувства ребенка и помогать ему с ними справляться. Такой работой являются семинары-практикумы, тренинги, совместные занятия родитель-ребенок с целью укрепления их взаимоотношений.

    Родители и педагоги учатся общаться со своими детьми, понимать своего ребенка, выстраивать доверительные отношения, т.е. «по-новому» знакомятся со своим ребенком.

    ps-12

    ps-13

    ps-14

    ps-15

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ–ИНТЕРНАТЕ №36

    Основными формами деятельности психологической службы в рамках сопровождения по профориентационной работе школы-интерната являются:

    1) психологическая диагностика проводится с целью:

    • проведения диагностического обследования интересов, склонностей, способностей, типологических особенностей обучающегося;
    • использования ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;
    • учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;
    • использования результатов для стимулирования потребностей обучающегося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному труду в будущем.

    ps-16

    2) Развивающая профконсультация.

    Цель данного блока — активизировать обучающегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

    Этапы:

    • констатация стадии профессионального плана обучающегося;
    • подготовка для обучающегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходимых для будущей профессиональной деятельности качеств.

    В рамках программы «Профессиональный навигатор для детей с ОВЗ» студенты СКФУ проводят занятия с нашими ребятами (9-11 классов). На этих занятиях рассматриваются различные темы («Кем бы ты хотел стать?», «Темперамент и мой профессиональный выбор» и др.), выполняются практические задания.

    ps-17

    Также одним из важных направлений групповой работы являются профориентационные игры, направленные на активизацию обучающихся в профессиональном самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей. Во время занятий подросток «играет» социальные и профессиональные отношения взрослых.

    В нашей школе в конце года психологи проводят деловую игру «Найди работу» с обучающимися 10-х, 11-х классов. Эта общешкольная игра является определённым итогом работы. В игре дети демонстрируют полученные знания, которые они усвоили в течение учебного года (умение написать резюме, составить заявление о приеме на работу, умение презентовать себя, опираясь на свои внутренние качества). Цель данной игры - демонстрация рисков при поиске работы, тренировка навыков поиска информации о работе, заполнение анкет и резюме при приеме на работу, при прохождении собеседования, активизация коммуникативных и творческих навыков.

    ps-18

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    В школе-интернате №36 имеются специально оборудованные кабинет психолога и комната психологической разгрузки. Для работы в комнате психологической разгрузки используются свето-, звуко-, ароматерапия для воздействия на состояние человека через соответствующие органы.

    ps-19

    В работе со школьниками используются:

    • полифункциональный набор «Радуга» (мягкие модули) с целью расширения представлений об окружающем детей мире; обогащения словаря, развития речи; обучения навыкам узнавать и называть цвет, форму, величину предметов; распознавания и выполнения действий с предметами; уточнения представлений о положении частей фигуры; развития чувства цвета, формы и композиции;
    • зеркальный шар;
    • прожектор для зеркального шара;
    • светильник-пламя;
    • электрическая гирлянда «Бегущая сетка»;
    • прожектор «Узкого луча».

    ps-20

    Для развития тактильной чувствительности и снятия мышечного напряжения используются:

    • массажные аппараты модели МТ-924;
    • сухой душ из атласных лент;
    • настольный фонтан.

    Кроме того, для улучшения состояния микросреды помещений, в которых проводятся психологические занятия, применяются такие специальные приспособления как:

    • аппарат «Элион-132Ш» (лампа Чижевского);
    • увлажнитель воздуха Bimatek.

    Наши научные работы

  • Статья педагогов-психологов: Бежанова А.В., Казановой Ж.Р., Сизовой О.Ф. "Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития детей с нарушением слуха".
  • Статья педагогов-психологов: Казановой Ж.Р., Сизовой О.Ф. "Психологическое сопровождение профориентационной работы старшеклассников с нарушением слуха".
  • Статья педагога-психолога Казановой Ж.Р "Возможности устной коммуникации старшеклассников с нарушениями слуха со слышащими людьми"
  • Статья педагога-психолога Сизовой О. Ф."Мозартрика как средство снижения уровня тревожности у детей, имеющих патологию слуха".
  • Статья педагога-психолога Криволаповой Е. Н."Психологическая помощь детям и подросткам с нарушением слуха, пережившим травму".